ЗвонЯт, откройте дверь!

Недавно мы вернулись из деревни. Цветущая верба, грачи, облезлые после зимы коты, нежданный снегопад и колоритное просторечье. «Кажет» (в значении «показывает»), «одеть пальто» (или что там под руку подвернется), «уделать» (отремонтировать, починить), диалекты, незнакомые даже гуглю: «малежи», «литвинь», «алякиши». И все эти слова в сравнение не идут для меня со словом «звОнЮт», которое, к сожалению, раздается в Белокаменной не реже, чем в деревне. Внутренне передергивает всякий раз, как слышу этот глагол. Так и подмывает спросить, ну почему, почему вы говорите «звОнят», «он позвОнит», но при этом — «он позвонИл», «пойду позвонЮ»? Будьте последовательны хотя бы в своей безграмотности, лепите и дальше: «позвОнил», «пойду позвОню»!

Чаще всего, как мне почему-то видится, дело в банальной интеллектуальной лени, безразличии к родному языку, нежелании выучить правильный вариант. И это именно тот редкий случай, когда слово «правильный» я считаю единственно верным эпитетом. Ведь речь идет не о субъективном мнении, а о языковой норме.

А в то, что нельзя научиться ставить ударения, я попросту не верю. Ну как минимум – в ключевых словах!

С раннего детства я глотала книги одну за другой, и это помогло вывести грамматику на приличный уровень. С ударением же у меня была катастрофа. Встречая новые слова, просто зависала перед тем, как произнести их вслух, умудрялась почти всегда выбрать неверный вариант. Помню, долго считала, что паприка произносится не иначе как папрИка. И могла еще много чего нагородить в сложных словах, да и до сих пор могу, поскольку на слух грамотную речь воспринимать было практически негде. Скорее, напротив, окружающая языковая среда формировала ошибочные ударение и спряжения. Поэтому еще со школы я заучивала отдельные слова и фразеологизмы, отдельное спасибо за это классному руководителю и нашему филологу по совместительству Инне Александровне Кругловой. Однако в то время чистая речь казалась мне чуть ли не врожденным талантом, а никак не приобретенным мастерством.

В одиннадцатом классе лицея к нам пришла новая учительница информатики. Преподавала она доступно, охотно делилась практическими советами, ее уважали. Не уверена даже, что все темы уроков совпадали со школьной программой, зато благодаря ей мы освоили азы «Виндоус» и научились пользоваться компьютером, что в конце девяностых было ценным навыком. Дама она была продвинутая, и очень ее коробил наш сельский говорок, от которого так сложно избавиться. Она безжалостно объявила на изучении новой темы, что за слова «катАлог» и «подкатАлог» будет ставить двойки. Мы ходили и долдонили: «каталОг, каталОг, каталОг», и я не помню, чтобы хоть кто-то в лицее ошибся после в этом слове. Это был прекрасный урок, и с тех пор я начала работать над своей речью более осознанно.

До сих пор у меня над рабочим столом висят слова с ударением, которые я периодически меняю на новые. Подняла глаза – пробежалась, повторила про себя: «жалюзИ, обеспЕчение, танцОвщица», ну или что там сегодня. Можно завести блокнот (или файл в смартфоне) и повторять ударения и правописание где и когда удобно. Главное – делать это регулярно и всегда быть открытым для обучения.

Кстати, фразу, благодаря которой я выучила ударение в слове «звонЯт», помню еще со школы: «Звонят, откройте дверь!» Может быть, кому-то она будет полезной?

Фото: pixabay.com (Anher)

Добавить комментарий